Тимофей Перевезенцев, сооснователь стартапа We.Refiber, который производит ткань из сельхозотходов. Проект стал победителем студенческого акселератора Россельхозбанка и недавно привлек 30 млн рублей от бизнес-ангела.

 

Тимофей рассказал, как занялся бизнесом в 16 лет и что побудило его уйти из профессионального спорта ради создания стартапа. Мы также обсудили, планирует ли We.Refiber привлекать новые инвестиции, участие проекта в студенческом акселераторе РСХБ и роль нетворкинга в бизнесе.

О случайностях и знакомстве с партнером

 

Это получилось достаточно случайно. Когда я ушел из профессионального спорта, то понял, что надо заниматься чем-то более интересным. Как-то так получилось, что познакомился с будущей коллегой, и вот уже на протяжении полутора лет мы работаем вместе. Взяли первый раунд, ведем научную работу. Как к этому пришел — прямо какой-то конкретной истории нет. Многое получалось случайно.

Мой партнер на 10 лет старше меня. Анастасия — дизайнер, который достаточно давно работает в сфере легкой промышленности. Она понимает рынок, кому, что и как продавать, какой есть конкретный запрос, а от меня больше шли глубокое понимание химии, анализ рынков, вся экономическая составляющая проекта. До сих пор так и остается. То есть она больше, грубо говоря, по продукту, а я отвечаю за технический процесс и за экономическую часть.

Я понимаю в химии и могу всем об этом рассказать. Когда человек, который управляет подобным бизнесом, понимает технологию — это круто. Потому что, когда человек просто с экономическим образованием управляет химическим предприятием, часто это заканчивается не очень хорошо.

О том, как привлекли 30 млн рублей

 

Мы ничего до этого не привлекали. Изначально мы хотели привлечь 4 млн, но получилось 30. Там достаточно забавная история получилась: я постоянно питчил на протяжении 2-3 месяцев, по 3-4 раза в неделю, стабильно. У меня было порядка 70 питчей, плюс у Насти тоже было порядка 20. Точно в цифрах сказать не могу, но достаточно много. Мы привлекали 4 млн на научную работу, чтобы апробировать всю эту историю и выпустить первый продукт — MVP. На одной из питч-сессий к нам подошел мужчина и говорит: давайте делать сразу предприятие. Мы говорим: окей. Мы за 4 встречи закрыли с ним сделку на 30 млн, и, в принципе, живем и радуемся.

Это бизнес-ангел. Причем до этого у него не было особого опыта вложения таких инвестиций, то есть это одна из первых его венчурных инвестиций, либо вообще первая. Там такая история, что он пришел в качестве гостя со своим товарищем, который занимается профильными инвестициями.

Как появилась идея проекта и есть ли патент на технологию?

 

Вообще, изначально идея была перерабатывать растительные отходы из ресторанов, то есть все, что остается, допустим, в вегетарианских заведениях, например, ботву и корешки. Но в итоге перешли на сельхозотходы, потому что их гораздо больше и агрегировать их гораздо дешевле: не получать из разных ресторанов по 100 кг, а приехать на поле и забрать условно 5 тонн. 

Что касается технологии, патента пока у нас нет, но мы обязательно будем его делать, когда завершим все научные работы. У нас будет патент и технологическое ноу-хау, чтобы производство было защищено.

 

Про саму технологию: мы берем сельхозотходы и выделяем из них целлюлозу. Это ключевая фишка всей истории, потому что целлюлоза — очень ценный ресурс, которого сейчас не хватает. Плюс очень сильно вредит экологии вырубка лесов в лесодобывающих странах — в России, Канаде. Тут основная история в том, что мы нашли альтернативный источник целлюлозы и сумели ее выделить, с хорошими показателями, с параметрами самой целлюлозы, которые нам подходят.

Дальше процесс формирования тканей был известен: то есть эту ткань сейчас делают из эвкалипта, из дерева. Там достаточно понятная технология: выделяем целлюлозу с помощью варки, потом растворяем ее, получаем волокна, сплетаем, получаем нитку, а дальше — обычное ткацкое производство. Это достаточно простой процесс.

Получается очень экологичное сырье. То есть мы, вместо того чтобы эти отходы гнили, создавая патогенную атмосферу, забираем их и перерабатываем. Второй плюс: мы сохраняем леса, потому что нашли альтернативный источник целлюлозы, и сам процесс формирования ткани очень сильно отличается от вискозы, потому что, чтобы сделать вискозу, там есть масса очень плохих реагентов, которые очень негативно влияют на экологию и на атмосферу.

У нас получается дешевле, чем целлюлоза из деревьев, потому что у нас отходы стоят 0,. Есть затраты на логистику, но мы можем брать их бесплатно, в отличие от эвкалипта, который нужно вырастить, довести. И на этапе варки тоже там дороже получается, потому что это древесина, и нужно ее гораздо более жестко варить, чем наши отходы. За счет этого у нас все выходит дешевле в 1,5-2 раза.

 

Есть экологичное решение, похожее на наше, например, в Италии есть стартап, который делает ткань из апельсиновых корок, но там вообще цены запредельные. Мы и дешевле, и экологичнее, п сплошные плюсы.

Об участии в студенческом акселераторе РСХБ

 

Прошлый сентябрь был первым сезоном акселераторов для нас. Мы просто подавались везде, где можно, потому что в любом акселераторе (даже несмотря на то, что программы действительно схожие) из-за того, что разные люди в них преподают, можно получить свои инсайты, свои контакты и заручиться какой-то поддержкой от абсолютно разных людей.

Во-первых, нетворк решает, и когда вы знакомитесь с трекером, с теми, кто преподает вам лекции — это всегда полезно. Даже если это [знакомство] напрямую не отразится на проекте, косвенно оно точно отразится на вас. Есть множество акселераторов, которые объективно так себе, а этот был прям хороший. Какие-то знания у тебя откладываются, потом ты это вспоминаешь, что-то применяешь, где-то ты советуешься с теми, с кем познакомился там, кто-то делится контактами. И плюс это дает проходку в тусовку, где есть такие же как ты. Соответственно, если кто-то продвинулся дальше, у них есть понимание, как это сделать, и можно всегда пообщаться, а ключ к любым успехам — в общении, на мой взгляд. То есть чем больше ты общаешься, тем больше у тебя возможностей есть продвинуться дальше.

Планы о привлечении новых инвестиций

 

На самом деле вариантов развития много. Наш инвестор может и доинвестировать, но пока нам это не нужно: мы точно знаем, что нам хватит. А когда у нас будет уже работающее предприятие, можно будет пойти за крупными субсидиями, потому что у меня есть достаточно серьезный выход в GR. Мы можем пойти за субсидиями и за какими-то серьезными грантами, то есть не за 4 млн, а, допустим, за 50 млн от Агентства стратегических инициатив. Подобных вариантов много, плюс можно следующих инвесторов привлекать — это тоже не проблема.

Стартап — это не классический бизнес, и здесь имеет смысл размывать долю для того, чтобы увеличить оценку. Вопрос в экспоненциальности роста: если можно развиваться на свои средства +20% в год — это один вопрос, а если можно сделать х3 за год, взяв деньги, то логичнее их взять. Деньги, конечно, тоже движут нами, но это не ключевая история. Гораздо интереснее работать с десятью предприятиями, чем с одним своим. В целом, управлять этим — это очень крутой опыт, и жить ради того, чтобы заработать какие-то деньги, неинтересно. У нас цели чуть-чуть в другом.

 

Полностью интервью с Тимуром слушайте в подкасте «Цифровая грядка».

Была ли информация полезна?

dislike
like