Многие привыкли считать, что агропромышленный комплекс — это самый низкотехнологичный сектор. Однако даже в России он представляет собой многоукладный сектор, включающий не только технологическую базу XVIII–XX веков, но также инновации XXI века. Каковы глобальные тренды в агропромышленном комплексе будущего со стороны спроса, предложения и инфраструктуры?

Цифровизация и спрос на функциональные продукты

Первое, с чем столкнется агропромышленный комплекс (АПК), — это тотальная цифровизация. Сейчас этому подвержены практически все его сегменты. Мы видим, как даже в России цифровизация активно разворачивается и в сельском хозяйстве, и в животноводстве. Это касается не только крупных агрохолдингов, которые вынуждены цифровизироваться из-за конкуренции с зарубежными компаниями, но также и многих фермеров, имеющих в мобильных устройствах простые, но удобные интерфейсы для определения урожайности и расчета удобрений, которые должны вноситься в почву.

Что значит цифровизация для нашего агропромышленного комплекса? Будет ли у нас сокращение числа рабочих мест, если все комбайны станут беспилотными? А это уже наша реальность. Что тогда делать комбайнерам и чем им заняться? Наверное, самое главное — это понять, какие вещи будут востребованными с точки зрения населения, что мы захотим видеть от агропромышленного комплекса в будущем.

Население будет расти, и потребность в питании не изменится. По оценкам ООН, к 2050 году население Земли составит почти 9,7 миллиарда человек, а к 2100-му — более 11 миллиардов, и всех надо прокормить. На помощь могут прийти новые технологии: технологии генетической модификации, которые очень сильно помогают повысить продуктивность и сделать климатонезависимыми многие направления АПК; технологии цифровой логистики; технологии, повышающие производительность ферм.

Уже сейчас можно посмотреть, как вертикальное сельское хозяйство (урбанизированные фермы) захватывают города. Для многих районов это действительно является выходом, потому что транспортное плечо (расстояние между начальным и конечным пунктами доставки груза) достаточно небольшое, стоит это дешевле, а вы всегда имеете под рукой любые свежие продукты, и это, конечно, очень важно. Но представьте себе, что произойдет, если у нас все горизонтальные теплицы и фермы перейдут в вертикальное сельское хозяйство, как это отразится на наших конкурентных преимуществах?

Итак, происходит цифровизация, но также наблюдается и рост спроса на различные продукты. Здесь важно понять, как меняется население и его структура. Последнее время все увлекаются здоровым образом жизни. Значит ли это, что сельское хозяйство должно кардинальным образом поменяться? Скорее, надо правильно расставить акценты. По самым скромным оценкам рынки функциональных продуктов — продуктов, которые позволяют вам быть быстрее, умнее, выносливее, — уже в этом году составят порядка 300 миллиардов долларов. Это огромные масштабы. В будущем мы будем наблюдать, как экосреда — сельское хозяйство и агропромышленный комплекс в целом — будет активно подстраиваться под нужды потребителей. Это нужды пожилого населения, которое в ближайшие годы может утроиться, а также молодежи, ведущей активный, здоровый образ жизни и потому имеющей особые требования к продуктам питания. А кроме того, нужды так называемой циркулярной экономики — экономики замкнутого цикла, где практически нет выбросов. И сельское хозяйство, мы надеемся, тоже будет поддерживать эту экономику.

Какая будет конвергенция двух этих трендов — цифровизации и спроса на функциональные продукты — в будущем? Цифра и новые материалы существенным образом меняют бизнес-процессы и перераспределение добавленной стоимости. Останутся ли через 10 лет крупнейшие агрохолдинги главными игроками в агропромышленном комплексе будущего? Может быть, так же как в экономике совместного потребления, это будут IT-компании.

Технологии в современном агропромышленном комплексе

Здесь встает важный вопрос: хотите ли вы быть фермером и работать в сельском хозяйстве? Когда об этом спрашивают студентов, все говорят: «Мы все-таки хотели бы работать в крупной IT-компании, которая решает важные мировые вопросы и позволяет нам увеличивать свою стоимость на рынке труда». Но так это и есть современный агрохолдинг!

Сейчас в России многие агрохолдинги используют суперсовременные технологии, связанные и с виртуальной реальностью. В конце 2019 года интернет обошла картинка из подмосковных ферм с коровой в очках дополненной реальности, которые показывали очень интересные картины луга и посевных пастбищ. Казалось бы, для чего это нужно? В современной молочной индустрии с одного животного, например коровы, ежедневно снимается 20–25 показателей — даже у человека, носящего на руке браслет, фиксирующий пульс, давление и так далее, столько параметров не измеряется. Специалисты выяснили, что последний рубеж, который остался на пути того, чтобы повысить производительность коровы, — это ее настроение. Как ни странно звучит, но это серьезная экономическая проблема. Были проведены научные исследования, чтобы понять, что может помочь корове быть более счастливой.

Картины луга и пастбища, транслируемые через очки дополненной реальности, по крайней мере в тестовом режиме существенно повышают выдачу молока. Это действительно важное направление инноваций, и оно развивается в России. Многие комбинаты, которые занимаются животноводством и благодаря которым у нас хорошие стейки оказываются в итоге на кухне, уже давно роботизированы, и это топовые производства. Конечно, сейчас кто-то может сказать: «Давайте отъедем от главного города на 200–300 километров, зайдем в деревеньку, наденем резиновые сапоги и посмотрим, что там происходит, — это то, с чего мы начинали». Но современный агропромышленный комплекс в России многоукладен: у нас есть и технологии XVIII–XIX веков, и передовые инструменты, в том числе цифровые, XXI века. Действительно, наш фермер может выйти в резиновых сапогах в грязь, дороги нет, но он возьмет смартфон, пусть и не последней модели, и с помощью него сможет управлять дронами и осматривать свои хозяйства. Это уже работающие технологии.

Будущее агропромышленного комплекса

Таким образом, глобальные тренды, влияющие на агропромышленный комплекс будущего, — это, во-первых, цифровизация и роботизация, которая может, с одной стороны, привести к высвобождению рабочих мест, а с другой — создаст новые возможности для креативных индустрий: инжиниринга, программирования, дизайна — всего того, что сейчас молодое поколение очень хочет освоить. А во-вторых, это изменение со стороны спроса. Численность населения увеличивается, и оно неизбежно стареет, но стареет активно. В рамках «серебряной экономики», связанной с медициной и профилактикой, мы надеемся, что пожилой человек даже в 80 лет будет очень активен, поэтому у него будет иной запрос на продукты. И, конечно, агропромышленный комплекс должен ответить на эти запросы. Сейчас Россия вышла на удовлетворение внутреннего спроса за счет внутренних ресурсов. Это очень важное и хорошее достижение с точки зрения национальной продовольственной безопасности. Если мы решаем глобальную проблему обеспечения населения едой, то новые технологии необходимы. Многие боятся их: люди не видят накопленной статистики или опасаются всего нового. Но с точки зрения здравого смысла это важное направление в технологическом развитии агропромышленного комплекса. Генетика и селекция сопутствовали нам всю историю существования человечества. Но они должны быть, конечно, контролируемыми. Еще одно важное направление — создание экосистем, когда новые и передовые разработки быстро подхватываются и финансовыми институтами, например банками, и крупными компаниями. В такой экосреде фермер или компания будут чувствовать себя комфортно, работая и коммуницируя с поставщиками, подрядчиками, инфраструктурой, логистикой и контролирующими органами. Подобные экосистемы в агропромышленном комплексе будут развиваться у нас на глазах уже в ближайшее время. Они очень важны, потому что в современном мире наука и инновации должны быть открыты и использованы на благо общества. Агропромышленный комплекс — очень хорошая площадка для проявления этих трендов. Получается, что тренд на открытые инновации и науку для АПК может стать очень сильным драйвером, чтобы все мы были здоровыми, хорошо себя чувствовали, были сытыми и получали от этого удовольствие — давайте не забывать, что от еды можно получать очень много удовольствия. Если мы посмотрим на агропромышленный комплекс ближайших 20–50 лет, то здесь может вступить в силу футурология. Давайте зададим провокационный вопрос в стиле джокеров (джокеры — это события с низкой вероятностью, но масштабными эффектами): а вдруг человечество вообще перестанет питаться? Например, у нас будет какая-то таблетка или порошок из различных витаминов и аминокислот, и еда не будет нужна. Такие инновации уже существуют: вы можете принимать все необходимые для вас элементы из тюбика или удобной упаковки, и вам не нужен ни стейк, ни салат из авокадо. Будете ли вы получать от этого удовольствие? Может быть, вы будете использовать еду как бензин для вашего двигателя или как электричество, если у вас электродвигатель. Тем не менее важный вопрос на горизонте 20–30 лет — будем ли мы питаться традиционными продуктами? И здесь агропромышленный комплекс находится на пути очень серьезной трансформации. Итак, каковы глобальные тренды агропромышленного комплекса? Прежде всего, это тотальная цифровизация и роботизация, влекущие за собой изменение цепочек добавленной стоимости и перераспределение в ней игроков: неизвестно, останутся ли современные агрохолдинги лидерами этого рынка или все будет в индивидуальных или фермерских хозяйствах, но на новой технологической базе. Еще один тренд — изменение спроса на функциональные продукты: люди будут стараться получать удовольствие от пищи, но также следить, как она влияет на их здоровье. Например, несколько лет назад в Японии тестировали ресторан, когда любой посетитель мог по определенным маркерам, скажем по волосу, узнать свой микроэлементный состав, а дальше шеф-повар готовил блюдо исключительно из тех элементов, которых не хватает в крови этого клиента. Наконец, сам фермер играет очень важную роль, по крайней мере в России. Это не только поддержание занятости населения и обеспечение продовольствием: многие структуры, допустим банки, поддерживают фермера и стараются сделать его жизнь лучше. Но для того, чтобы помочь ему, надо заглядывать в будущее. Когда ты постоянно занят в агропромышленном комплексе, у тебя может не быть времени смотреть даже на пять лет вперед. И здесь на первый план выходят люди, которые занимаются стратегическим развитием и прогнозированием и которые должны помочь нашим аграриям видеть на два-три шага вперед и рассказывать им о новых технологиях и бизнес-моделях. В конечном итоге, может быть, действительно можно выйти в резиновых сапогах в бездорожье, вызвать с помощью смартфона дрон, посмотреть через интерактивные видеокамеры, как дела у твоих коров, на которых надеты очки виртуальной реальности, — и выпить стакан хорошего настоящего молока. Будущее уже рядом.

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта postnauka.ru.

Была ли информация полезна?

dislike
like