Во многих научно-фантастических проектах основное внимание уделяется бесшабашным авантюристам, мчащимся в космосе, персонажам, у которых нет времени беспокоиться, скажем, о том, что приготовить друг для друга на ужин. Легко упустить из виду повседневную обыденность, когда есть целевой сюжет, на котором должен сосредоточиться читатель. В свою очередь, питание и другие бытовые вещи в большинстве случаев остаются за кадром. Иногда потребление пищи все-таки может отлично вписаться в цепочку повествования для описания атмосферы и правил, а также демонстрации уровня развития нового общества, привычек главных героев или трудностей, встречающихся у них на пути.
SciFi Foods – стартап, разрабатывающий синтетическое мясо. Источник Независимо от того, предсказывают ли авторы утопический мир, в котором питание материализуется из воздуха, или репрессивный кошмар, в котором БЖУ становится контролируемым ресурсом, подобные спекулятивные изыскания часто затрагивают реальные проблемы – дестабилизация цепочек поставок, перенаселение, климатические (экологические) катастрофические трансформации, а также эрозия международной системы продовольственной безопасности (с глобальными агротехнологическими трендами, призванными противостоять вышеупомянутым угрозам, можно ознакомиться в отраслевом отчете).
В данной статье попробуем рассказать о некоторых Sci-Fi источниках, в которых пища и ее потребление в будущем играют далеко не последнюю роль. Питание в сюжете как навечно закрытая потребность людей – высшая форма продовольственной безопасности В избыточно оптимистичной научной фантастике 1950-х и 60-х годов всегда присутствовал переизбыток еды, и это часто щедро описывалось. Несмотря на то, а может быть, и из-за того, что большинство этих сказок были написаны людьми, которые не проводили время на кухне, научная фантастика этого периода рисует будущее, в котором каждому всегда будет достаточно пищи, и ему никогда не придется тратить энергию, время и средства на ее изготовление или приобретение.
В этих пищевых утопиях технологии, например, из «Звездного пути», гарантируют, что все будут постоянно накормлены, и ни в чем не будут нуждаться. Сам гастрономический концепт по «Стартреку» строится на следующем: члены экипажа кораблей Звездного Флота в XXIV веке едят пищу, синтезированную репликатором. Данный девайс преобразует энергию в съедобные продукты, материализуя «Мартини», шоколадное мороженое и обеды из пяти блюд на молекулярном уровне. Поскольку репликатор «собирает» эти предметы, используя базу данных тысяч рецептов по всей галактике и систему 3D-сканирования продуктов, главные герои могут запросить практически все, что пожелают.
В «Звездном пути: Следующее поколение» капитан Пикард особенно любит «Чай. Эрл Грей. Горячий.» По завершении обеда офицеры просто помещают пустую посуду обратно в репликатор, который дематериализует грязные тарелки. В результате кораблям не нужно запасаться продовольствием для многолетних путешествий, что, разумеется, позволяет существенно экономить финансы, грузовое пространство и природные ресурсы.
Репликатор из «Звездного пути» дал «пищу для размышлений» многим ученым и корпорациям. В 2014 году компания Nestle объявила, что инвестирует в разработку машины, похожей на репликатор, которая могла бы сканировать потребности потребителя в питании и по требованию производить полезную пищу, восполняющую дефицит витаминов и других продуктов. В 2016 году NASA запустило конкурс репликаторов «Звездный путь» для студентов на разработку продовольственных технологических решений для космических миссий, таких как 3D-печатное оборудование для выращивания, приготовления и утилизации продуктов питания. NASA также ранее профинансировало пищевой 3D-принтер, который мог бы «печатать» пиццу из картриджей с ингредиентами длительного хранения, сроком на тридцать лет.
Проект репликатора от Nestle. Источник Еще одно устройство, вдохновленное «Звездным путем», — это Genie, настольный прибор, выпущенный в 2016 году. Genie преобразует при помощи регидратации (наполнение жидкостью) «стручки» натуральных ингредиентов в блюда быстрого приготовления, такие как пенне болоньезе, курица с рисом и кускус с овощами, всего за 30 секунд.
Устройство Genie. Источник В фильме 1956 года «Запретная планета» робот Робби может сделать что угодно и когда угодно для кого угодно. В мультипликационном ситкоме Джетсоны из 1960-х годов показывается машина «менюлятор», которая позволяет нажимать одну-единственную кнопку для появления бефстроганова.
«Менюлятор». Источник В подобных историях, созданных детьми времен Великой депрессии — еда настолько легкодоступна, что кажется почти смешным сосредотачиваться в непосредственном повествовании именно на ней. Кроме того, представляя будущее, писатели используют еду как символ не только надежды и удачи, но и смерти, социального класса, а также экологического предупреждения.
Рассказ Рэя Брэдбери «Здесь тоже водятся тигры» представляет собой прекрасный пример этого, поскольку изображает планету с интеллектом, на которой можно иметь абсолютно все – достаточно лишь представить желаемое. Но когда экипаж космического корабля начинает бурить землю, нанося вред этой, казалось бы, разумной планете, он восстает. Озера превращаются в смоляные ямы, члена экипажа сбивает таинственный зверь, появляются динозавры и мамонты, и тогда команда понимает, что начала излишне злоупотреблять своим пребыванием.
Экзотика с других планеты в качестве продовольствия будущего В блокбастере Джеймса Кэмерона «Аватар» от 2009 года природные ресурсы Земли истощены. В 2154 году солдат, страдающий параличом нижних конечностей, Джейк Салли присоединяется к добыче полезных ископаемых на Пандоре, населенной гуманоидной расой На’ви. Его работа заключается в том, чтобы удаленно управлять генетически модифицированным телом На'ви, используя сигналы своего мозга для взаимодействия с местными жителями.
Во время его первого испытания с использованием аватара его коллега бросает ему фрукт Спартан – фиолетовую ягоду размером с ладонь с неоново-зеленой мякотью, произрастающую на Пандоре. Данный экзотический фрукт является явным представителем огромной, взаимосвязанной, тропической и биолюминесцентной флоры Пандоры. Получающая развитие в будущем концепция устойчивого развития Поскольку человечество, как в реальности, так и в вымышленном мире, стремится к колонизации других планет, вопрос устойчивого производства продуктов питания становится все более актуальным.
Такое литературное произведение, как «Марсианин» , предлагает достаточно точное, с научной точки зрения, видение того, как могло бы выглядеть сельское хозяйство на Марсе. Главный герой, Марк Уотни, использует свои ботанические навыки, чтобы выращивать еду на бесплодном ландшафте, при этом делаются акценты на проблемах и инновациях, которые необходимы для осуществления агродеятельности за пределами привычной среды обитания. Эту книгу можно считать т.н. «твердой научной фантастикой», поскольку НАСА и другие похожие организации уже давно исследуют различные методы выращивания сельскохозяйственных культур в космосе.
Современный агротех получает логичное продолжение в Sci-Fi будущем Не всей научной фантастике, будь то литература или кинематография, свойственно изображать еду будущего, как «нечто» непохожее на сегодняшнее продовольствие. Очень часто пищевые системы из Sci-Fi источников прекрасно вписываются в контекст современных агротехнологий. Взять хотя бы «Бегущий по лезвию 2049»: в фильме (как и в его предшественнике – просто «Бегущий по лезвию») дороги в центре города пропитаны напряженной атмосферой, пространство освещено непрерывно жужжащим неоном. Мы являемся очевидцами странно знакомой картины, когда люди выбирают еду, нажимая на изображения на сенсорном экране, а потом потребляют продукцию на грязных улицах под нескончаемым кислотным дождем Лос-Анджелеса (отсылка к будущим катастрофическим экологическим изменениям).
В одной из самых первых сцен зрители созерцают довольно обширный серый сельскохозяйственный ландшафт, который напоминает современное сельское хозяйство на планете Земля. Главный герой фильма, офицер полиции Лос-Анджелеса, пролетает через подобную местность по пути к небольшому фермерскому хозяйству. В одной из теплиц трудится работник, который одет в большой герметичный защитный костюм, мало чем отличающийся от тех, которые носят аграрии сегодня для опрыскивания сельхозкультур ядовитыми пестицидами. Спустя некоторое время становится понятно предназначение фермы – выращивание личинок, которые содержат высокоценный протеин. Вполне возможно, что насекомые в произведении остались единственным источником белка в пределах человеческой цивилизации.
Уже сейчас насекомые являются обычными ингредиентами местных кухонь многих стран за пределами ЕС или Северной Америки. Во всем мире два миллиарда человек ежедневно едят разных членистоногих. По данным ФАО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, более 1900 видов насекомых считаются съедобными. Среди них наиболее часто употребляемые – жуки (31 %), гусеницы (18 %) и пчелы, а также осы и муравьи (14 %). В некоторых государствах даже стрекозы являются частью культуры потребления. Между прочим, в самой Европе тоже было время, когда майские жуки были обычным блюдом (до второй пол. XX века в Германии и Франции готовили суп из майских жуков).
Насекомые содержат много витаминов, минералов и ненасыщенных жирных кислот. При этом, соотношение «затраты-производительность» при эксплуатации этих организмов не может быть лучше. Так, в частности, сверчкам для производства того же количества белка требуется в 12 раз меньше корма, чем крупному рогатому скоту (КРС). Кроме того, разведение насекомых требует меньше воды, чем выращивание птиц и животных, откармливаемых на убой, а также приводит к значительно меньшим выбросам CO2 в атмосферу Земли. Помимо всего прочего, для получения протеина из членистоногих не требуется вырубки больших лесных массивов.
Протеиновая мука из насекомых. Источник Другие традиционные для сегодняшнего агротеха компоненты (дрожжи, водоросли, бактерии, планктон и пр.) оказалась в центре внимания писателей-фантастов примерно в то же время, когда их использование уже всерьез стало рассматриваться земными «учеными-пищевиками». Например, в романе Артура К. Кларка «Большая глубина» 1957 года рассказывается о мире, где планктон выращивается для питания людей.
Айзек Азимов (биохимик, популяризатор науки и писатель-фантаст), с другой стороны, — один из многих авторов, которые отдают предпочтение дрожжам как источнику человеческого пропитания, причем фермеров, которые специализируются на дрожжах, можно отличить по характерному аромату. В детективно-фантастическом романе Азимова «Стальные пещеры», блюда на основе дрожжей подаются на общих кухнях. Хорошие манеры в этом многолюдном воображаемом мире предписывают не смотреть на своих сотрапезников во время приема пищи.
Своего рода фудтех настоящего представлен и в фильме «Назад в будущее 2». Здесь существует известная сцена, когда маленькая пицца из упаковки спустя несколько секунд пребывания в «гидраторе» превращается в дымящуюся полноразмерную пиццу с перцем и пепперони. Несколько стартапов уже сейчас способны предложить подобные технологические решения, используя для этого принцип лиофилизации (то есть мягкой сушки, когда удаляется влага посредством ее перехода из твердого состояния в газообразное): в частности, Lyofood и Mountainhouse.
Пицца из фильма «Назад в будущее 2». Источник Еда будущего: простая, но питательная и высокофункциональная Во многих научно-фантастических фильмах и книгах еда изображается как своего рода не обладающий гастрономическими изысками, безвкусный, серый механизм (инструмент), предназначенный исключительно для поддержания всех необходимых процессов в живом организме. О каком-либо удовольствии при потреблении в данном случае не может идти и речи.
В литературных произведениях «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «1984» Джорджа Оруэлла вся продукция имеет исключительно прикладное назначение. Один из наиболее знаменательных Sci-Fi примеров такого «пищевого прагматизма» – фильм 1973 года «Зеленый сойлент» , изображающий мир, в котором перенаселенная планета в основном выживает за счет сомнительной высокоэнергетической добавки на основе планктона, производимой и контролируемой корпорацией «Сойлент».
Примечательно, что в реальной жизни в 2013 году предпринимателем Робом Райнхартом действительно был разработан продукт, похожий на свой аналог из фильма «Зеленый сойлент». Речь идет об одноименном бренде «Сойлент», который разрабатывает и предлагает порошки, напитки, а также батончики, которые могут заменить традиционный прием пищи. Продукция компании «Сойлент» содержит абсолютно все необходимые для здорового функционирования человеческого организма компоненты (т.е. БЖУ, витамины, минералы). При этом в продаже с 2014 года существует две версии – обычная и веганская, не содержащая рыбий жир и другие животные элементы.
Продукция компании «Сойлент». Источник Фильм «Матрица» 1999 года стремится расширить визуальную палитру, чтобы стимулировать чувства, выходящие за рамки зрения и звука. В первую очередь, это касается вкусовых ощущений. В данном произведении еда служила чем-то вроде своеобразной сирены – «сигнального огня». Иными словами, вкусная еда, которой наслаждались люди в матричной реальности, была заменена на питательный (хотя и далеко не привлекательный) пшеничный раствор, которым питается экипаж корабля «Навуходоносор» в реальной жизни. Режиссеры показывают продукцию самым неаппетитным способом: жижа из трубки неизвестного происхождения и съемка под флуоресцентными лампами корабля. Вполне очевидно – в суровых условиях жизни главных героев «Матрицы» пища должна иметь исключительно функциональное значение, отличные кулинарные способности в сюжете, в свою очередь, выживанию никак способствовать не могут.
И напоследок немного юмора… Во втором романе классической серии «Автостопом по Галактике» протагонист истории Артур Дент продолжает ввязываться в приключения после того, как Земля была разрушена для прокладки межгалактического шоссе. Едва избежав смерти от лап сверхразумных мышеподобных существ, он и его товарищи решают сбежать и пообедать в Милливейсе , ресторане на краю вселенной.
Заведение существует на границе пространства и времени, и чтобы попасть туда, клиентам приходится путешествовать во времени. В истинном стиле Адамса в ресторане представлено множество странных и веселых кушаний, но самым забавным является «блюдо недели»: разумная корова, которая хочет, чтобы ее съели посетители ресторана. Ключевая шутка заключается в том, что маниакальное желание коровы быть съеденной не вписывается в планы Артура Дента вместо этого заказать салат. Ресторан – это пристанище для главных героев, которые продолжают свое путешествие в поисках загадочного Владыки Вселенной и смысла жизни.
Научная фантастика порождает крайне обширный кластер инноваций и т.н. «моральных дилемм», связанных с будущим продуктов питания. Sci-fi истории заставляют нас принимать в расчет многие последствия нашего современного технологического и социально-экономического выбора. Помимо всего прочего, подобные сюжеты служат одновременно вдохновением и предупреждением, побуждая нас критически задумываться о том, как мы будем кормить будущие поколения, соблюдая при этом этические принципы.
Была ли информация полезна?