Наука молодых: «какая она?», «как стать ученым?», «какие тренды в землеустройстве?». На эти и другие вопросы ответил Артем Шевчук, заместитель декана факультета землеустройства и управления природопользованием ФГБОУ ВО ГУЗ, директор Центра цифровой трансформации, зампредседателя Всероссийского совета молодых ученых и специалистов, председатель Совета молодых ученых и специалистов ГУЗ.  

Начнем с одного из главных вопросов в жизни – выбор будущей профессии. Вы окончили ГУЗ по специальности «Прикладная геодезия».

 

– На самом деле, тут нет какого-то лирического момента. Просто захотелось работать одновременно и в поле, и за компьютером. Компьютерные технологии и свежий воздух. Это как раз та профессия, которая позволяет совместить приятное с полезным. Когда устал от офиса, можно проводить полевые работы. Устал в поле, пошел обрабатывать данные. Такая романтика.

Топ-3 причины поступать в ГУЗ.

 

– Первое – 100% трудоустройство после вуза, второе – большое количество активностей. Если ты хочешь найти себя в мире не только производственном, но и социальном – добро пожаловать к нам. Третье – самое важное – мы даем самые актуальные знания. У нас процесс обучения не заканчивается лекцией, семинаром. Большое внимание практике, которую запоминает каждый студент.

Артем Шевчук - молодой ученый ГУЗ

 

– После окончания обучения вы решили остаться работать в университете. Как пришли к такому решению?

Я работал на кафедре еще во время обучения. Научный руководитель заметил меня, мы начали писать статьи, выпускную работу. Потом он пригласил в аспирантуру. Считаю, что в науке много зависит от межличностных отношений, от лидера, руководителя, который вовлекает в научную деятельность.

– Совсем скоро вы защитите кандидатскую диссертацию. Чему посвящено ваше исследование?

 

– Сейчас мобильные телефоны могут выполнять ряд измерений наравне с современным геодезическим оборудованием. Для целей сельского и лесного хозяйств этого вполне достаточно. Погрешность установки границ у земель сельхозназначений - 2,5 м, а земель лесного хозяйства – 5 м. Наши исследования показали, что погрешность на мобильных устройствах не превышает 2,2 м, т.е. хватает для целей сельского и лесного хозяйств. Была разработана методика, по которой можно выполнять данные измерения и получать координаты с необходимой точностью. Есть специальный телеграм-бот, которому можно отправить файл, и он выдаст уже готовые координаты. Сейчас прорабатываем вопрос коммерциализации. Чтобы это была не просто частная разработка, а удобный сервис для фермеров.

– Когда мы говорим о профессиях в сельском хозяйстве, чаще всего представляем агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, но точно не инженеров-землеустроителей. Какова роль вашего направления в аграрной сфере?

 

– Землеустроитель правильно размещает угодья, является менеджером земель хозяйства. Агроном составляет севооборот, указывает культуры, землеустроитель говорит, где должны быть расположены те или иные поля, чтобы защитить землю от деградации почв, где нужно расположить лесополосу, чтобы не было выветривания, где нужно так сформировать поле, чтобы его уклоны не образовывали заовраживание и вообще овраги. Не уверен, что агроном задумывается о том, как сохранить землю на 10-15 лет, ее плодородие. Сейчас сотрудники нашего вуза участвуют в разработке нового закона о землеустройстве. В нем будут карт-схемы землеустройства на всю Россию, регионы, муниципалитеты, вплоть до хозяйства. Фермер сможет эффективно возделывать свою землю, руководитель административного округа будет понимать, где какие земли и как их можно эффективно распределить.

Встреча команды “Я в Агро” с руководством ГУЗа

 

– Поговорим про тренды: ИИ, БПЛА... Что нового в сфере землеустройства?

 

– Тренды схожи. Кстати, про беспилотники, мы занимаемся ими больше 20 лет. У нас есть свое конструкторское бюро. Сейчас это стало резко модным, мы занимаемся этим давно для мониторинга земель. Сейчас активно внедряем ИИ для автоматизирования процессов, чтобы быстрее идентифицировать участок, получить более точные данные.

– Вернемся к науке. Как стать ученым?

 

– Первое – понять, что тебе интересно в этой жизни, что тебе нравится. Если с этим возникают трудности, то нужно подойти к старшим ребятам или обратиться в Студенческое научное общество для консультации. Но если человек знает, что хочет, то я бы начал с самого простого – взять почитать статьи на тематику, которая интересна, проанализировать, что уже сделано, а что можно улучшить.

Вы являетесь председателем Совета молодых ученых и специалистов ГУЗа, зампредседателя Всероссийского СМУ. Что для вас значат эти общественные должности?

 

– Скажу честно, сначала я отказывался, потому что это большая моральная ответственность перед всем советом, это общественная работа. Потом я понял, что наш совет аграрных вузов – это дружная семья. Я могу позвонить в любой вуз, сказать о приезде, и меня очень тепло молодые ученые встретят. Через наши советы мы можем решать вопросы, разбирать проблемы друг друга, помогать в научных исследованиях.

– Ученым стали, статьи написали. Как оставаться актуальным? Где вы черпаете свежую информацию по теме ваших научных интересов?

Во-первых, есть рассылки на почту, например, с отечественных и зарубежных электронных сетевых изданий . Обычно раз в месяц есть методический день, когда я сажусь и изучаю новую литературу, которая вышла по моей тематике. Мне нравится цифровизация, я возглавляю Центр цифровой трансформации. Поэтому много литературы читаю из этой области, про искусственный интеллект, развитие цифры. Сложно выделить один источник. Это и телеграм-каналы, которые идут с рассылкой. Портал про технологическое предпринимательство, агротех стартап.

– Вы возглавляете Центр цифровой трансформации. Его главная задача?

 

– Поменять мнение людей о цифровизации, показать, что это не страшно, а полезно. Центр был создан 2 года назад для автоматизации процессов электронного документооборота. Также на базе центра проводится обучение.

– Наука и преподавательская деятельность. Что вам ближе?

 

– В современной парадигме преподаватель без исследования – это учитель в школе. В высшей школе это обязательно должен быть исследователь, который знаком со всеми трендами, сам задает эти тренды в научной сфере. Где наука – там и производство. Не просто в стол делать научные разработки, а коммерциализировать их, грамотно преподнести. Современный преподаватель должен уметь все.

– Наука – это…

 

– Просто! Мне кажется, молодые люди не до конца понимают, что такое наука и как в ней развиваться. Представление о науке замкнулось на том, что ей занимаются какие-то взрослые профессора. Думаю, должен быть минимальный порог вхождения в науку для молодых. Ученый – самая творческая профессия. Более творческой не существует на Земле. Те, кто готов посвятить себя творчеству, те и способны этим заниматься.

– У вас очень много направлений работы. Как удается все успевать?

 

– Нужно формировать себе команду единомышленников, которая позволяет все это вместе делать. Без команды один человек не справится. Сила только в единстве.

– Иногда нужно и отдыхать. Что позволяет переключить внимание?

 

Бадминтон. У меня 3 взрослый разряд, и мы с другом планируем выступать в любительской сборной. Молодые ученые они такие.

Ваши пожелания начинающим ученым.

 

– Всегда себе напоминать, что отрицательный результат – это тоже результат. Дерзайте!

 

Команда “Я в Агро” посетила ГУЗ, впереди новые интересные проекты для школьников и студентов. Следите за нашими новостями.

Была ли информация полезна?

dislike
like