Башкирская пчела знаменита своей выносливостью и удивительными свойствами меда, но был период, когда она оказалась на грани исчезновения. Подробнее об этом рассказал ученый.

Специалист в области генетики насекомых Алексей Николенко знает башкирскую пчелу лучше всех – изнутри и снаружи. Он рассказал «АиФ-Башкортостан», в чём ее уникальность, о причинах, приводящих к вымиранию.

- В республике стали гибнуть пчёлы. Вы сейчас занимаетесь анализом пчёл из бортей заповедника «Шульган-Таш» и заказника «Алтын-Солок». Какие результаты?

- В 2016-2017 годах в «Шульган-Таше» погибло почти 90% бортевых семей и осталось всего восемь, в «Алтын-Солоке» выжило 300. Мы проанализировали бортевые семьи и получили очень высокий процент генетической чужеродной примеси – 12% . Мониторинг в Бурзянском районе ведём с 1997 года, тогда гибридизация составляла 5%. Сейчас без вмешательства человека популяцию ждёт исчезновение. Более того, обнаружено восемь семей, которые имеют другое происхождение. Либо залетели чужие рои, либо пчеловоды начали их подсаживать к себе, чтобы получить бортевой мёд, так как он в три раза дороже. И это большая угроза для бурзянской популяции.

- Как можно защитить чистоту бурзянской популяции пчел?

- Свежие пробы из «Шульган-Таша» обнадеживают своим качеством. Заповедник планирует восстанавливать свой генофонд самостоятельно. В «Алтын-Солоке» мы с Дирекцией по особо охраняемым природным территориям с прошлого года разрабатываем масштабный проект. Он может быть включён в федеральную программу по сохранению редкого подвида среднерусской пчелы, который в России находится на грани исчезновения. Хотим создать как минимум 10 генетически чистых пасек-репродукторов.

Одновременно будем работать над повышением чистоты семей от 88% (на первом этапе) до 95% и над здоровьем пчёл. К сожалению, многие в наше время являются носителями своих вирусов и патогенов. В нашей лаборатории биохимии адаптивности насекомых Института биохимии и генетики УФИЦ РАН есть оборудование для обнаружения заболеваний. Наши пчёлы не будут носителями вирусов, а, значит, смогут выжить даже в критических условиях. В племенных пасеках их будут выводить для массового потребителя. Ведь спрос на башкирскую пчелу огромный, но взять её пока негде.

- Почему нужно сохранять именно бурзянскую популяцию? Это та самая, которая делает «правильный» мёд?

- Учёными доказано, в том числе норвежцами и шведами, которые также разводят тёмную лесную пчелу, что её мед самый полезный. Исторически она поселилась на севере. Тяжёлая зимовка, жаркое лето, падевый мёд, нозематоз - ко всему она устойчива. Особи вырабатывают много защитных ферментов, например лизоцим, который сражается с бактериями, и антимикробные пептиды. Есть сопутствующие моменты, такие как фильтрация пыльцы. Наша пчела это делает в несколько раз больше, так как температура ниже, чем на юге, и высока опасность зимней кристаллизации мёда. Соответственно, в продукт поступает больше полезных веществ.

- Осталось научиться это выгодно продавать...

- У нас есть научное обоснование, почему башкирский мед лучший в мире. Это микробиом, который пчела выделяет, пробиотические и пребиотические компоненты, антиоксидантные свойства, очень богатый ферментативный состав, антимикробные пептиды. Всё на порядок лучше, чем в другом мёде.

Разрабатывается бренд для выгодной подачи продукта на мировом рынке. Помогать продвигать его будет международная компания, которая работает над вологодским маслом и адыгейским сыром. Она возьмётся за анализ рынка, маркетинг, упаковку.

Надо научиться продавать эксклюзив. Например, Новая Зеландия предлагает мёд не в 200-килограммовых бочках партиями по 20 тонн, как весь мир, а небольшими баночками. Там производят мёд мануку, который получают из нектара новозеландского чайного дерева, известного антимикробными свойствами. Понятно, что они сделали хорошую рекламу, чего нам сильно не хватает.

Любой мёд полезен, особенно в первые 3-4 месяца после его изъятия из сот. Но даже спустя восемь месяцев он остаётся полезным продуктом. Уже без лечебных свойств, но более здоровым питанием, например, при диабете, по сравнению с сахаром.

Хотите завести свою пасеку, но не знаете, с чего начать?

Рекомендуем курс: Пчеловодство. Организация технологического процесса производства продуктов пчеловодства.

Курс подойдет для изучения пчеловодства с нуля

Обучение будет актуально для тех, кому необходимы базовые знания

По итогам прохождения курса выдается диплом государственного образца

Длительность обучения: 264 часа, дистанционно

Цена курса: 9 900 руб. 8 415 руб. (для зарегистрированных пользователей).

Была ли информация полезна?

dislike
like