Открытие и ведение своего дела – радостный и волнительный момент одновременно. Меньше думать о предоставлении отчетов, уплате налогов позволит специальная форма деятельности – самозанятость.
Статус самозанятого регулируется Федеральным законом «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» от 27.11.2018 № 422-ФЗ и Налоговым кодексом. Эксперимент оказался удачным: на данный момент порядка 10 млн человек воспользовались упрощенной системой и приобрели новый для себя статус.
Плюсы самозанятости:
— простота регистрации (ниже расскажем, как это сделать): достаточно доступа в Интернет
— упрощенная бухгалтерия: не нужно формировать отчетность, покупать кассовый аппарат, подавать декларации, платить страховые взносы
— льготная налоговая ставка: 4% для физических лиц и 6% для юридических лиц
— возможность сотрудничать с другими организациями/подрядчиками – например, по договорам об оказании услуг
— позитивный опыт работы компаний с самозанятыми: налоговые выплаты самозанятый осуществляет самостоятельно, социальный пакет не предусмотрен.
Минусы самозанятости или ограничения в получении данного статуса:
— ежегодный доход не более 2 400 000 руб.
— нельзя нанимать сотрудников
— ограничения в перечне услуг: нельзя заниматься добычей полезных ископаемых, перепродажей товаров и т.д. (полный перечень в ст. 4 №422-ФЗ).
Топ-3 сферы самозанятых:
— ремонтные работы
— автомобильная сфера: автомеханики, водители и т.д.
— IT: разработчики, программисты, компьютерные мастера и т.д.
Как оформить самозанятость?
Выделим три основных способа регистрации самозанятого:
1) Через мобильное приложение «Мой налог». Нужно установить приложение на устройство с камерой, пройти регистрацию по паспорту и фото. Также можно зарегистрироваться через учетную запись на «Госуслугах» или по ИНН, ввести пароль от личного кабинете ФНС
2) Через сайт «Мой налог», если нет возможности установить приложение на телефон и удобнее вести дела через ПК или ноутбук. Регистрация через веб-приложение также не займет более 10 минут
3) Через уполномоченные банки. Преимущества – в удобстве и простоте использования. Все ваши счета будут в одном месте, дополнительно скачивать ничего не нужно. Как стать самозанятым клиенту Россельхозбанка рассказали здесь.

Последний способ привлекателен еще и тем, что банки создают интересные продукты для своих клиентов. Совсем недавно Россельхозбанк запустил цифровые сервисы собственной разработки, которые помогут самозанятым избавиться от рутины в решении задач по продвижению и взаимодействию с клиентами. Бесплатная CRM-система – приятный бонус для начинающего специалиста.
Со скольки лет можно стать самозанятым?
С 14 лет, но при наличии гражданства России, при отсутствии статуса ИП и при условии признания полностью дееспособным или с согласия родителей/попечителей.
Еще больше о работе для несовершеннолетних рассказали в статье “Подработка для школьников: куда можно устроиться во время учёбы или каникул”
Пошаговая инструкция оформления самозанятости через мобильное приложение
1. Скачайте приложение “Мой налог”
Оно доступно для скачивания в AppStore и Google Play.
2. Пройдите регистрацию
Это можно сделать несколькими способами:
• по паспорту: нужно будет сфотографировать документ и сделать селфи (этот способ доступен только для граждан РФ);
• по ИНН и паролю от личного кабинета ФНС;
• через портал Госуслуги, необходимо будет авторизоваться в личном кабинете.
На указанный номер телефона придет код подтверждения для завершения регистрации.
3. Выберите вид деятельности
Этот можно сделать в разделе “Профиль”. Можно указать сразу несколько видов деятельности из предложенного списка.
4. Прикрепите банковскую карту
Для удобства рекомендуем привязать банковскую карту, с которой будет списываться налог. Также можно подключить автоплатеж, чтобы не забывать вовремя оплатить налоги.
После завершения всех этапов ваш личный кабинет будет выглядеть так:

Первый заказ выполнен: что делать дальше и сколько платить?
В приложении «Мой налог» достаточно нажать «Новая продажа», заполнить поля с наименованием услуги, даты, стоимости и указать получателя. Чек будет сформирован автоматически. Вы можете его отправить по электронной почте или в распечатанном виде. Налог будет автоматически начислен и появится в личном кабинете самозанятого после 12-го числа месяца, следующего за оплатой услуги.

Самозанятость - отличная возможность иметь официальный подтвержденный доход, вести свое дело выгодно и по закону.







