Как молодые предприниматели из Средней Азии помогают фермерам с помощью технологий
Dalatek — приложение в Узбекистане для фермеров и экспортеров
Когда в 2018 году Дильдора Атаджанова основала компанию «Teodora Goods» по экспорту сельскохозяйственной продукции, то она столкнулась с проблемой: товары часто портились при транспортировке. Однажды не доехали до заказчика сразу 700 тонн хурмы и винограда. По ее словам, в Узбекистане часто теряется более половины товара.
Чтобы решить проблему, в 2020 году Атаджанова вместе с двумя партнерами создали стартап Dalatek, который называют «Uber для дехкан» (дехканами в Средней Азии называют крестьян). Его сооснователями стали директор по продажам SAP в Узбекистане Лазиз Адхамов и разработчик из Африки Иниолува Адеолу, с которым Атаджанова познакомилась в США во время прохождения программы International Visitor Leadership Program.
Приложение Dalatek связывает фермеров с экспортерами и рестораторами, вытесняя при этом посредников, которые работают за процент от заработков фермеров. Таким образом, фермеры могут продвигать свои товары и увеличивать прибыль. Также на сайте продаются курсы для технологов в сфере сухофруктов и орехов и экспортных менеджеров, оба стоят по 3 млн сум (около 22 000 рублей).
Дильдора показывает фермеру, как пользоваться сервисом Dalatek для сбыта винограда. Источник.
Блокчейн для фермеров в Казахстане
Молодой фермер из Уральска Майдан Найманов разрабатывает экосистему MixReality. С ее помощью он хочет геймифицировать реальный сектор, оцифровав живой скот в виртуальных игровых питомцев. Схему работы Найманов описывает так: «Вот есть виртуальный NFT-питомец. К этому виртуальному питомцу через смарт-контракты привязывается юридически оцифрованный документ о праве собственности на животное из нашего крестьянского хозяйства. Когда мы продаем данного виртуального питомца человеку, мы покупаем двух овец и на своих крестьянских хозяйствах содержим их, к концу года получаем приплод, который тоже дает приплод... И так в течение пяти лет. А вот этого [первого] барана после набора массы на откорм мы уже реализуем и выполняем обязательство перед владельцем сертификата на питомца». Благодаря этому, утверждает Найманов, фермер может получить дополнительные инвестиции для развития.
При этом виртуальных питомцев планируется развивать как игровых персонажей, например, устраивать битвы между ними, заботиться о животных на виртуальной ферме, зарабатывать бонусы. Зарабатывать сервис потенциально может несколькими способами: на продаже мяса, рекламе в игре, продаже NFT и комиссии с транзакций.
Компания сделала веб-платформу с MVP двух игр, MixBattle и MixTamagochi, а также провела альфа-тестирование. В общей сложности в проект вложили больше 25 миллионов тенге (4,9 млн рублей — прим. автора) личных средств. По оценке Найманова, на тестирование гипотез, доработку уже имеющихся продуктов нужно примерно 8 млн тенге (около 1,6 млн рублей), еще около 17 млн тенге (около 3,3 млн рублей) может понадобиться для регистрации компании в Дубае.
Найманов рассматривает регистрацию в ОАЭ, так как там действует нулевое налогообложение на криптовалюты.
«У нас риски минимальны. Мы до сих пор не привлекали инвестиций и никому не должны. Все делаем на свои средства», — говорит он.
Egistic — казахстанский суперапп для фермеров
«Разговаривая с фермерами, увидел проблему: им приходилось читать объявления в одном сервисе, искать сотрудников в другом приложении, закупать семена в третьем. Везде необходимо регистрироваться, добавлять информацию о себе и так далее. Преимущество супераппа — достаточно один раз зарегистрироваться», — рассказывает создатель B2B-платформы для управления сельским хозяйством Жандос Керимкулов.
Компания получила грант в $200 000 от «Фонда Науки», $50 000 от Nazarbayev University, 20 млн тенге (~4 млн рублей) от QazInnovations, $500 000 от Евразийского банка развития.
Как утверждают в компании, в неделю приложение скачивают около 150 раз, в систему заходит 375 пользователей, они совершают больше 30 000 действий в мобильном приложении и его веб-версии. К системе подключено 238 хозяйств с общей площадью в 2 млн га. При этом компания пока не вкладывает средства в маркетинг.
В этом году стартап запустил freemium-модель (по этой модели компания предоставляет некоторые услуги бесплатно, но за расширенный функционал нужно платить).
Индия — страна уживающихся противоположностей: революционные агротехнологии и сельхозотсталость
Оригинальный агротех: обзор нестандартных инноваций в сельском хозяйстве
Как сохраняли еду во время путешествий до появления холодильника
Агротех на телефоне: Гана, или фермеры, у которых нет Интернета, но есть ИИ