В 2024 году российский агропромышленный комплекс планирует собрать 132 млн тонн зерновых. К таким результатам удалось прийти благодаря грамотному использованию ресурсов и внедрению в работу современных приборов. Когда-то такими казались и палка-копалка, и плуг, и соха. Разбираемся, как им удалось трансформироваться в трактор и комбайн.

Каменный плуг → трактор с автопилотом

 

Способы возделывания почвы всегда были примерно одинаковые: копнуть, зарыть и притоптать. А вот время на вспашку поля или уборку урожая могло уходить разное. Земледельцы пытались ускорить эти процессы. Например, они стали вспахивать поля бороздовой палкой — раздвоенной веткой с острой частью. Она стала прототипом плуга.

 

В Древней Руси плуг появился в VIII–IX веках. Приспособление выглядело как три или четыре скреплённые между собой палки. До этого землю вспахивали руками, медленно разрыхляя её. С плугом, когда земледельцы волокли острый брус за собой, работа шла быстрее. Когда к конструкции приделали колёса, а человека заменили кони, быки или ослы, вспашка поля ускорилась ещё сильнее.

Сейчас плуг в изначальном виде можно увидеть разве что в музее. Зато его усовершенствованные версии (мощный моторный трактор с многоуровневым прицепом) активно используют в сельском хозяйстве. По такому виду вспахивания земли даже проводят чемпионат — на нём пахари соревнуются в мастерстве засеивания полей и в ловкости управления техникой.

Павел Шершаков (руководит агропромышленным комплексом «Ресурс» и ведёт блог о сельском хозяйстве «Несовхоз»):

 

— Вспашка плугом ещё помогала бороться с сорняками. Запряг себя или коня — и ходишь по полю сутками. В какой-то мере процессы возделывания земли остались прежними, только сейчас вместо коня — большой дорогущий трактор, сзади которого — огромный восьмикорпусной плуг. Такая машина за один проход туда-обратно может сделать то, что раньше человек делал неделями без передышки.

Мне нравится наблюдать, что сельским хозяйством и его цифровизацией занимаются всё больше молодых заинтересованных людей. Например, уже изобрели тракторы с автопилотом: на руль крепится специальное устройство, которое с помощью спутников, датчиков и радиоволн само ездит по полю. Достаточно нажать кнопку, и машина самостоятельно понимает, где ей надо проехать и вспахать.

Стебли пшеницы → доильный робот

 

Люди начали употреблять коровье молоко в пищу около 9 тысяч лет назад. С тех времён процесс доения по-разному пытались автоматизировать. Древние египтяне, например, использовали для этого трубки из полых стеблей пшеницы, которые присоединяли к вымени, и молоко само стекало в вёдра. Позже на замену стеблям пришли серебряные или деревянные трубки, перья птиц, аналоги резины. Но всё это было не стерильно, а потому опасно и для людей, и для животных. Кроме того, для коров процесс был ещё и болезненным.

В 1851 году фермеры впервые начали использовать вакуум: аппарат присасывался к вымени и сцеживал молоко в чашу. Но при долгом использовании машина всё ещё наносила вред корове. Спустя 30 лет шотландский инженер Александр Шилдс придумал аппарат, который не работал постоянно, а только периодически включался для дойки — получалась имитация того, что телёнок пришёл попить молока. И уже к 1920-м годам машины практически полностью заменили ручную дойку.

Сегодня потребление молока и молочных продуктов постоянно увеличивается. Чтобы справиться с большими объёмами, нужны ещё более мощные и сложные машины, которые по-прежнему будут бережно и аккуратно доить корову. Кроме того, важно не потерять полезные свойства молока во время дальнейшей консервации и фильтрации.

Юлия Ланкутей (управляет проектом «Ферма Алтая»):

 

— Специальная техника позволяет нам снизить себестоимость производства 1 кг молока на 1,52 рублей — то есть на 10%. На нашей ферме мы доим коров специальными аппаратами. Это машины с четырьмя трубками, через которые идёт отток молока из вымени под давлением. После этого продукт поступает в молокопровод и идёт в фильтр, а затем — в охладитель. Хранится молоко в так называемом «танке» — большой ёмкости на три или пять тонн. Там мы охлаждаем его до восьми градусов и передаём через систему очистки в молочный цех. С доильными аппаратами мы сокращаем объёмы ручного труда на 40% и более — и за счёт этого повышаем рентабельность производства на 15%.

В ближайших планах — взять на производство доильного робота. Он будет показывать время доения и количество молока с каждой доли вымени. А ещё — сможет проанализировать, сколько белка и жира в сырье, полученном с каждой коровы. Сейчас мы можем назвать этот показатель только для всего молока с фермы.

Кувшины с лягушками → пастеризатор

 

Сразу после того, как человек научился доить коров, он понял: недоенный продукт быстро портится. Холодные погреба или снег выручали только зимой, но и они продлевали жизнь молока ненадолго.

Люди постоянно искали новые способы сохранить напиток свежим. Например, на дно кувшинов с молоком клали листья хрена. Они хоть и влияли на вкус, но хорошо обеззараживали и защищали от плесени. Обычай перекочевал и в наше время — листья хрена добавляют в банки с засоленными огурцами и помидорами (и для вкуса, и для сохранения продуктов). А однажды охладить молоко решили с помощью лягушки, которую опустили на время в кувшин. Оказалось, что слизь земноводного обладает обеззараживающим эффектом, который замедляет процесс размножения бактерий и не даёт молоку быстро скиснуть.

Но только в XIX веке срок хранения молока увеличился с пары дней до недели или даже больше. Французский учёный Луи Пастер придумал, как избавиться от микроорганизмов и ферментов, из-за которых молоко быстро киснет. Сегодня пастеризация широко применяется в производстве и проходит за считанные секунды, хотя раньше процесс мог длиться больше часа.

Юлия Ланкутей:

 

— Мы используем пастеризатор на нашей ферме — через него молоко проходит буквально за минуты. Контролировать качество и процесс пастеризации помогает технология с использованием искусственного интеллекта — QR-коды на упаковке, по которым можно отследить молоко от производства до покупателя. Любой человек может поднести телефон и узнать, где и какого числа произведён продукт. Благодаря этой технологии на полках сокращается количество «просрочки».

Буккер для почвы → посевной комплекс

 

Буккер — это прибор для одновременного вспахивания и засеивания почвы. Изобретение похоже на четырёхколёсную карету с резаком на дне и трубой, через которую в землю падают семена.

 

В Россию изобретение пришло вместе с немецкими переселенцами. От них методику пахоты переняли крестьяне на юге страны. До появления буккера пахарям приходилось обрабатывать почву вручную: они тянули за собой не только тяжёлый плуг, но и бочки с семенами и подкормкой. Появление «плуга на колёсах» с отдельными отсеками для хранения семян и удобрений ускорило посев: работники стали обрабатывать большую территорию.

Но и эта машина не была совершенной. Глубина обработки получалась всего 6–7 см, поэтому буккер не использовали весной: дождь мог размыть неглубокие посевы, и их съедали птицы. Сегодня машины работают более современно. Они умеют настраивать глубину посева, сканировать почву и анализировать погоду.

Павел Шершаков:

 

— Мы приобрели чешский посевной комплекс — прицеп к трактору. Его вес распределён по четырём колесам, чтобы не продавливать почву, а ещё на нём можно регулировать глубину и скорость посева. Этот аппарат нам очень помог улучшить технологии производства.

 

Помимо понятных приспособлений для работы с землёй мы используем разные датчики контроля качества почвы, чтобы прогнозировать и анализировать урожайность полей. Мы отслеживаем температуру почвы на глубине свыше метра, оцениваем количество тепла, солнца, влаги, вегетации и многие другие факторы.

Коромысло с вёдрами → самоходный опрыскиватель

 

Около семи тысяч лет назад люди поняли, что почву нужно удобрять. Для этого использовали навоз, перегной, золу и настой полезных трав. В Древней Руси до полей подкормку носили в вёдрах, привязанных к изогнутой деревянной палке — коромыслу. Его вырезали по форме плечей так, чтобы он удобно ложился на спину, помогая распределять нагрузку равномерно. А ещё с ним вёдра почти не качались при ходьбе.

Чаще всего коромысло делали из берёзы, сосны или ели. Если качественно выпилить палку, то использовать инструмент можно долго — иногда и до 50 лет. Но повесить на коромысло получится всего лишь два ведра. А чтобы обработать одно поле, нужны сотни вёдер. Сейчас удобрение полей существенно ускорилось, а для распыления и равномерной подачи подкормки придумали специальную технику.

Павел Шершаков:

 

— Нашу работу сильно облегчил самоходный опрыскиватель-разбрасыватель — это машина на шести колёсах с кабиной для водителя и присоединённой бочкой или чаном. В ёмкость засыпают или заливают удобрения и химикаты, чтобы обработать ими поле. До этого в сельском хозяйстве пользовались прицепами к трактору — это могли быть опрыскиватели или разбрасыватели удобрений. Мы тоже использовали такие устройства. Но сейчас есть более мобильный аппарат, который ещё и передвигается намного быстрее, — а значит, можно сократить время на обработку почвы.

Чтобы заниматься маржинальными и дорогими культурами, нужна более современная и многофункциональная техника. Мы выращиваем рапс — очень сложную культуру, которая используется для получения специального масла для топлива, смазочных материалов и других полезных продуктов. Покупка самоходного опрыскивателя позволила нам сократить сроки обработки полей в два раза, засеять больше гектаров рапса и, соответственно, заработать с этого больше.

Грабли → плёночное покрытие сенажа

 

Сенокос раньше был настоящим праздником. Обычно заготовка проходила в июле, а косить выезжали целыми семьями.

 

Начинали с первыми лучами солнца, пока трава была в росе. Мокрую её легче срезать под корень и не придавливать к земле. Но заготавливать сено нужно было сухим. Поэтому после срезания траву «разбивали» — растрёпывали граблями и рукоятками, чтобы заготовки просохли и при хранении не сгнили. После этого сено собирали в стоги и валы и складывали на временное хранение под навесы из тряпок на самом поле.

Сегодня мало просто заготовить сено. Технологии позволяют консервировать его так, чтобы сохранились все полезные свойства для животных, а стоги занимали меньше места. Для решения этих задач есть специальные плёнки, сетки и покрытия, которые защищают от влаги и хорошо сохраняют скошенную траву.

Юлия Ланкутей:

 

— Для заготовки кормов животным мы используем сельскохозяйственную технику и особые покрытия — сеточное для упаковки сена и плёночное для тюков. Сенаж консервируется без доступа кислорода и остаётся свежим на долгое время, а от этого повышается питательность корма. В итоге мы получаем больший кормовой коэффициент и улучшаем качество наших фермерских продуктов.

Была ли информация полезна?

dislike
like